«Кахвехане» - живопись иранских кофеен.


Мохаммад Хамиди. Кофейня. В Иране искусство повествования постепенно переплеталось с уличными представлениями, в результате чего появилось «наккали» - своего рода театральное повествование.

 Наккали - это повествование по преимуществу легенд и эпосов, которое сопровождается довольно оживленным диалогом с театральными движениями и жестами.

 Сказители, повествователи или наккали, демонстрировали свое искусство на шумных рынках и улицах, но со временем перебрались в постоянные помещения, называемые «кахве-хана» (кофейня) и смогли уже разнообразить свои выступления, используя картины, на которых изображалось происходящее действие.

  Кофейни в иранских городах располагались, как правило, на самых оживленных, красивых улицах. Горожане проводили здесь свой послеобеденный или вечерний досуг, неспешно беседуя и обмениваясь мнениями по различным вопросам.  
  Первая кофейня появляется в Иране в эпоху правления Сефевидов, а точнее в 1543 г., в городе Казвине, а затем и в столице Сефевидского государства, городе Исфагане.

Шакиба  Ежедневно по окончании работы или же во времена безработицы собирались в этих помещениях группы людей и целыми часами беседовали на разные темы.

 Значительную их часть составляли мастера, занимающиеся художественными ремеслами, бедные поэты, каллиграфы и живописцы, подчас единственными покровителями и заказчиками которых были владельцы «кахвехане».

 Люди приходили туда пообщаться и отдохнуть, узнать последние новости и послушать древние сказания - одним словом, это было что-то вроде своеобразного клуба.

 Эта роль кофеен привела к появлению в них своеобразной атмосферы, выработке определенных правил и обычаев, которые, в конце-концов, и воплотились в «живописи кахвехане».

  В 17 веке кахве-хане становятся суфийскими центрами, местом сбора поэтов, людей искусства, а право открыть кофейню получал не всякий, а лишь тот, кто был рекомендован шахским двором.

  Иногда, по особым случаям, например вечерами в месяц мухаррам, в кахве-хане устраивались разные вечера представлений, выступления ораторов, исполнялись элегии, наккали, декламация «Шахнаме». Однако наккалы-повествовали постепенно уставали от воссоздания чисто умозрительной картины действий и обратились за помощью к живописцам. Таким образом, если наккал воссоздавал какую-ту битву, например сцены беспримерной храбрости богатыря Рустама, он использовал при этом соответствующую картину, на которой Рустам в одиночку разил направо и налево всех своих врагов. Если же наккал рассказывал о печальных событиях, о смерти героев, то соответственно использовал картину, насыщенную сценами горя. Богатыря здесь изображали коленопреклонным, погруженным в печаль из-за утраты друга, брата или отца, бессильным что-либо изменить перед лицом неминуемого рока.

пустыня Кербелы   Картины, написанные масляными красками на холсте, назывались в Иране «парде», что означает «занавес» или «акт в театральном представлении». Наккал также именовался «пардедаром», т.е. поднимающим или опускающим занавес. «Парде» - это, как правило, материя, на которой нарисованы одна или несколько сцен из данного повествования. Ее вешали на стену и раскрывали подобно свитку, по мере того как оживленный и ритмический голос наккала вводил зрителя в ход событий. Иногда на «парде» навешивали белую ткань, которую убирали в сторону по мере продвижения событий в повествовании. Одним из признанных живописцев, рисовавших картины для кофеен, был Мансур Вафаи.

  Однако не все эти работы живописи предназначены только для воссоздания картины эпосов или веселого времяпрепровождения. Иранские художники, всегда уважавшие верования и убеждения народа, поддерживали тесную и прочную связь с религиозными ценностями.

Хасан Исмаилзаде. Свадьба  Конечно, наккали не ограничивается только изложением событий. С началом конституционного движения на рубеже 19-20 вв. дух эпического героизма в Иране приобрел вторую жизнь, и картины в кофейнях и рассказы наккалов получают социально-политическую окраску, в соответствии с ситуацией в стране. В числе вышедших из народной среды живописцев, которые специализировались на темах «Шахнаме», можно привести Хусейна Гуллар Агаси, который старался преподнести народным массам яркий образец свободолюбия и борьбы со злом. Традиционный стиль картин Агаси имел большое влияние на наккали данного периода.

  После окончания Второй мировой  войны, молодые непрофессиональные художники, стали возрождать древнее искусство «живопись кахвехане» («искусство кофейни»). Этот процесс, широко распространившийся около восьмидесяти лет назад в период наибольшего упадка всей персидской цивилизации, являлся ответом на все увеличивающееся влияние западной культуры.

  «Искусство кофейни» - иранский стиль живописи, в котором восточные мотивы выражены европейскими приемами и техникой настенной росписи. Сохраняя религиозный и традиционный стиль, он возник как дань уважения к народным верованиям, как крепостная стена, охраняющая уникальность иранской нации от западного космополитизма. Он рассчитан на восприятие масс, и стоит в стороне от официального строгого искусства, скептически отнесшегося к появлению «несерьезного» направления. Не полагаясь на поддержку богатых покровителей, группа малоизвестных, но бесспорно талантливых художников пыталась воспроизвести атмосферу кахвехане и шахнамехане (кофейни, где читались стихи Фирдоуси и других классических поэтов), украсить росписями, понятными простому народу, стены этих заведений.

Twitter
Нравится
SocButtons v1.5